Независимость, ее символы и «русский мир»

В этом году Украина с особой трепетностью отметила День независимости. С большим трудом справившись с шоком от вероломной скрытой вооруженной агрессии в Крыму и на востоке страны ранее дружественной России и ценой жизни тысяч своих соотечественников остановив ее расползание в другие регионы. Уважительно почтили погибших и приветствовали живых героев – защитивших независимость и право на свободное развитие Украины. В соответствии с военной обстановкой - в полевой форме, со средствами защиты и полным боекомплектом промаршировали тысячи хорошо обученных участников боев по Крещатику, демонстрируя слаженность и готовность отстоять независимость державы.

В ходе активной дискуссии на встрече жертв нацистских преследований с молодежью, посвященнойДню независимостиУкраины, ее участниками были правильно выставлены акценты по многим злободневным вопросам для неспокойного причерноморского региона. Встреча прошла в  уютном зале Причерноморского клуба «Память», который при поддержке федерального немецкого фонда EVZ, уже 4-й год успешно работает в Одессе.

Адиба Аити рассказала о древней и славной истории государственных символов страны – флага и герба Украины, акцентируя внимание участников встречи на важности развития вековой традиции их чествования и уважения. Сине – желтые цвета государственного флага Украины,символизирующие чистое небо и тучные пшеничные поля, еще из средневековья употреблялись на гербах земель Киевской Руси, князей и городов. Флаги Войска Запорожского часто производились из синего полотнища с изображением рыцаря в золотых одеждах, с золотым орнаментом и арматурой. В 1917-1921 гг. сине-желтый флаг стал государственным флагом Украинской Народной Республики и Украинской Державы. Даже полотнище первого красного флага Советской Украины в верхнем левом углу имело желто-голубую вставку. Долгие годы национальный флаг и герб были запрещенными советским режимом и являлись символами борьбы за независимость Украины. А с 1988г. лавинообразно распространилось открытое использование сине – желтого флага на административных зданиях Украины: Львов, Стрый, Тернополь, Ивано-Франковск, Житомир, Киев (24 июля 1990), Святые Горы на Донбассе (16 июля 1991). 23 августа 1991 - после провала путча в Москве - группа народных депутатов внесла сине-желтый украинский флаг в сессионный зал Верховной Рады, и священник освятил его - эта дата и стала официальным Днем государственного флага Украины.

Второй исторический символ Украинской Государственности - Тризуб,был на серебряных монетах и печатях князя Владимира, его сыновей Святослава и Ярослава Мудрого. В Причерноморье, как символ власти он встречался и ранее: в Скифском государстве, у антов, в Ольвии, у сарматов, в греческих городах на Боспоре и даже 3000 лет до Рождества Христова на Подолье. Этот древний магический символ оберега имеет сакральное значение, олицетворяя тройственный характер верховной власти. В завязавшейся живой дискуссии участники встречи наперебой подсказывали множество других версий, объясняющих его значение и употребление. Символ власти над тремя мирами - небесным, земным и подземным; символ трех природных стихий - воздуха, воды и земли; позже, с приходом христианства - единство Бога-Отца, Бога-Сына, Бога-Духа Святого; изображение атакующего сокола; молнии; лука со стрелой; якоря; рыболовной снасти. Стилизованный знак Тризуба - "триглав" – широко распространен в народной украинской вышивке, в орнаментах и узорах.

В 1918 году трезубец был утвержден как герб УНР и оставался им во времена Гетманщины П. Скоропадского и Директории. После восстановления украинской государственности в 1992 г. он стал официальной эмблемой нашего государства. Участвующие во встрече школьники, внимательно прислушиваясь к рассказам представителей «живой» истории, рассказали о своем понимании важности символов государственности и независимости Украины. Ведь удивительно стойкий и трагический Майдан, а затем длительное кровопролитное отражение коварной агрессии РФ на востоке страны, превратили украинский флаг и герб в символы борьбы с «русским миром», за государственность и независимость Украины, узнаваемые и почитаемые во всем мире.

Поддерживая беседу за чаем со сладостями, руководитель проекта Николай Овчаренко, на убедительных примерах осветил несостоятельность выдуманного имперскими пропагандистами бренда «русский мир». Он рассказал, что в Австрии языком большинства (88.6%) является немецкий, при этом Германия является ее основным торговым партнером, на которую приходится почти треть экспорта. В стране, наряду с австрийскими, вещают немецкие телеканалы. Германия, Австрия и Швейцария входят в 20-ку самых богатых и развитых стран мира. Между ними нет торговых барьеров и таможенных пошлин, нет пограничного контроля и визовых преград. Все они имеют свободный доступ к крупнейшему в мире рынку— Европейскому союзу. Но на вопрос хотят ли они объединиться, все недоуменно  и искренне задают встречный вопрос: «Зачем?».  Кому от этого станет лучше? В чём смысл? Идеи создания пангерманского мира привели к власти Гитлера, развязавшего Вторую мировую войну, стоившую человечеству более 60 миллионов жизней.

Народы Дании, Швеции, Норвегия и Исландии исторически происходят от одного этноса, все их языки — производные от древнескандинавского, основной религией является лютеранство. В разные периоды Норвегия и Исландия принадлежали то Дании, то Швеции. Отношения между скандинавскими народами очень тёплые. Но ни у кого не возникает даже мысли, что этим странам следует объединиться и создать Скандинавский мир. Границы между ними полностью открыты, преград для передвижения людей и товаров нет, у всех есть доступ к рынку Евросоюза.

Оперируя понятиями «русского мира», можно говорить и о существовании «англо-саксонского мира», связывающего все англоязычные страны с общими английскими корнями. Но нигде не звучат мнения о необходимости объединения. Прадеды американцев, канадцев и австралийцев боролись за независимость и обрели её! Зачем им вдруг снова объединяться? Ради чего? Все ведь и так живут хорошо. При чём, бывшие колонии живут лучше, чем Великобритания.

До российской агрессии и между Россией, Украиной и Беларусью была фактически открытая граница, высокий товарооборот, активный культурный обмен и другие атрибуты народной дружбы. Чего ещё не хватало сторонникам «русского мира»?  Их аргументация переполнена непонятным эмоциональным мусором. Одни говорят о каких-то «духовных скрепах», а с духовностью всё настолько плохо, что масса одного народа легко скатывается к насилию над другим, на словах, братским народом, грубо попирая его ценности, культуру и интересы. Другие говорят об экономической выгоде и расширении рынка сбыта. Но и тут не вяжется, ведь гораздо логичнее интегрироваться в ЕС — крупнейший рынок в мире, что уже успешно сделали остальные наши соседи.Трудно найти объективные мотивы для объединения россиян, белорусов и украинцев в некий мифический «русский мир». Реально у украинцев и белорусов нет имперских комплексов и оснований претендовать на какую-то особую роль в мировой политике, поэтому вхождение в Евросоюз их вполне устраивает. Огромный открытый рынок и границы, отсутствует диктат какой-либо одной сильной страны и навязывание ее языка и культуры остальным.

Многим же россиянам пока психологически сложно представить свою страну в одном ряду с другими европейскими странами. Это никак не вяжется с идеями о великой России, о Третьем Риме… Поэтому патриоты-империалисты и выдумывают какую-то свою картинку мира — «русского мира», где Россия является центром силы, отдельным от остальной Европы, и даже противопоставляя себя ей так же, как и США. К сожалению, сегодня в сердцах многих россиян горит тот же реваншизм, который горел в сердцах немцев после поражения в Первой мировой. Империи больше нет, но хочется, чтобы она восстала снова, и диктовала свои условия жизни другим народам. Хочется надеяться, что этот реваншизм не обернётся им тем же, чем он обернулся немцам.

Открытость дискуссии и убедительные аргументы помогли многим пожилым людям найти ответы на беспокоящие их сегодня вопросы. Шаг за шагом, преодолевая устоявшиеся за десятилетия советские стереотипы, обрести необходимую уверенность в объективной правильности европейского пути развития  украинского общества.